Под парусом: как перевозки по воде изменили вино

Роль ветра, штормов и кораблекрушений в появлении новых стилей
До появления железнодорожной сети главными транспортными артериями для больших грузов были реки и моря. Вино тоже перевозили по воде, благодаря чему англичане, например, стали главными евангелистами хереса и бордо, а американцы влюбились в мадеру. Сейчас в погоне за сокращением углеродного следа виноделы снова вспоминают о морских и речных перевозках на парусных лодках как более экологичном способе транспортировки вин.

Использование бочек и выдержка под водой
Перевозка под парусом – небыстрое дело, что существенно влияет на состояние вина. Напитки крепили спиртом, чтобы обеспечить сохранность. А для транспортировки использовали бочки, и в процессе вино в них менялось.

Потребовалось немало времени, чтобы разобраться, какую роль играют древесина, качка, особый температурный режим, влажность, длительность перевозки и так далее. Но бочки стали частью производства многих вин и определили стиль напитков на столетия вперед.

Еще одним интересным следствием морского сообщения стала выдержка вина под водой (sea ageing). Сначала это происходило случайно, вследствие кораблекрушений. Но поднятые позднее вина удивительным образом демонстрировали сохранность. Например, шампанское Heidsieck & Co. Monopole Diamant Bleu 1907 года провело под водой 90 лет и было продано с аукциона как Shipwrecked («потерпевшее кораблекрушение») за $275 000 за бутылку. Известный шампанский Дом Drappier решил воссоздать вкус подводного вина уже намеренно в 2013 и 2015 годах. Бутылки поместили на глубину 30 метров в заливе Сен-Мало на севере Франции. Уровень освещения и температура 10°C здесь соответствовали шампанскому погребу.

Влияние морской выдержки на шампанское и другие вина до сих пор до конца не изучено. Считается, что темнота, прохлада, низкое количество кислорода и массирующее движение воды поддерживают оптимальные условия (лучше, чем в погребе) и перемешивание дрожжевого осадка в бутылках. А в игристых по классике это особенно важно для вкуса.

По морям: мадера, херес
Мадера – один из видов крепленого вина, а ее появление и стилистика прочно связаны с морскими перевозками. В XV-XVI вв. бочки с крепленым вином острова Мадейра моряки брали на борт и отправлялись по торговым путям, например, в Индию, несколько раз пересекая экватор. Полгода качки, тропическая жара, соленый ветер, влажность, шторма и собственно нахождение в бочке меняли вкус и структуру вина, которое становилось намного интереснее. По легенде, впервые это обнаружили, как всегда, случайно: парусник вернулся с вином, так как его не продали. Хозяин посчитал, что продукт испортился, но оказалось, что это вино лучше, чем все остальное. Так в обиход вошел термин Vinho da Roda – вино, совершившее полный круг. До недавнего времени некоторые самые эксклюзивные из мадер имели эту категорию, а получали ее именно таким способом: отправляя вино в плавание через экватор туда и обратно.

К XVII веку процесс мадеризации был реконструирован на суше: крепленое виноградным бренди вино подвергают естественному или искусственному нагреванию, а также оксидации в бочках. Мадеру очень полюбили в Америке, где она считалась самым престижным вином с момента подписания Декларации. Одной из наиболее любимых американцами была категория Rainwater («дождевая вода») – самая легкая и сухая из мадер, с золотистым цветом и нежным ароматом. По легенде, бочка мадеры осталась на пляже в ожидании отправки в американские колонии. Она каким-то образом оказалась без пробки и напиталась ночным дождем, что непреднамеренно создало тот освежающий стиль, который так оценили поселенцы в Новом Свете.

Сухие хересы тоже стали известны миру благодаря морскому транспорту. Основатель компании Gonzalez Byass, которая сейчас выпускает популярный фино Tio Pepe, как-то отправил пару бочек сухого хереса в Лондон агенту Роберту Биассу. Хотя он не считал, что бледный напиток понравится публике, оказалось наоборот: бескомпромиссно сухой херес пришелся на севере по вкусу. Уже к середине XIX века в городе Херес заработало первое испано-английское производство сухого хереса.

По рекам: портвейн
Само слово «портвейн» (port wein, porto wine) происходит от названия города Порту. В XVII веке оттуда отправлялись в Англию и другие европейские страны торговые корабли с бочками портвейна. Крепкие и танинные от природы португальские вина дополнительно крепили спиртом. Вина делали в Долине Дору, но отправляли на выдержку в более прохладное место – погреба приморского города Вилла-Нова-де-Гайя, сателлита Порту на левом берегу реку Дору.

Исторически бочки с вином транспортировали 170 км по реке на специальных плоскодонных лодках barco rabelo с квадратным парусом. Их до сих пор можно увидеть на ежегодной регате в Порту в июне на день Св. Иоанна (São João). Вино созревало в процессе путешествия, не испытывая стресса от жары и ухабистых дорог, а затем спокойно доходило до кондиции на прохладных приморских складах.

Что касается остальных европейских регионов, то большинство из них сложились именно по склонам вдоль рек: Рейна, Луары, Роны, Эбро, Марны, Сены, Гаронны и т.д. Конечно, во многом это было обусловлено климатом и почвами. Но речное сообщение также позволяло доставлять вина из удаленных замков и виноделен к городам-портам в устьях, способствовало торговле. Поэтому мы так хорошо знаем винную историю Рейнгау и Рейнхессена, Долины Луары и Долины Роны, Риохи, Шампани, Бордо.

Современность под парусом
В наши дни тоже существуют международные и даже трансконтинентальные перевозки вина на парусных судах. Как сообщает одна из таких компаний Grain de Sail, количество выбросов CO₂ при таком способе на 90-97% меньше по сравнению с обычными грузовыми судами. Еще одно преимущество – меньшее водоизмещение судов: они легче заходят в небольшие порты, более маневренны и мобильны, за счет чего выигрывают даже в условиях современной жесткой конкуренции.

Первой возобновила парусные перевозки в Европе французская CTMV (Compagnie de Transport Maritime à la Voile) в 2007-2008 годах. Она перевозила вина из Франции в Ирландию, Канаду и Англию. В 2013 году уже другая аналогичная компания TOWT (TransOceanic Wind Transport) отправила из Нормандии в Лондон 3 500 бутылок луарского и сицилийского вина на ярмарку Raw Wine, посвященную натуральным винам. Бутылки были отмечены стикером Shipped by Sail – «отправлено под парусом». Как отметила организатор движения RAW, известный винный эксперт и Master of Wine Изабель Лежерон: «Для натуральных вин эта инициатива является логичным продолжением работы на винограднике и всей философии». Любопытно, что среди других заказов TOWT была и лимитированная мадера категории Rainwater.

С 2018 года из Порту в английский город Бристоль несколько раз в год под парусом отправляется свыше 9 000 бутылок портвейна. Путешествие по воде занимает около десяти дней. А за 25 дней другая компания успевает аналогичным образом отправить по Атлантике вина из Франции в Нью-Йорк.

Читайте также:
Автор: winestate
Made on
Tilda