Дух времени: как менялась мода на вино

С середины XX века появились десятки стилей, которые прошли путь от дерзких трендов до классики
Виноделие развивалось непрерывно на протяжении тысячелетий, менялись и сами вина, и мода на определенные стили. Рассказываем, что было в тренде начиная со второй половины XX века и какие люди и события на это повлияли.

1940-1950-е: шампанское брют
До XX века игристые вина в основном были очень сладкими, сиропными, что помогало маскировать недостатки и в целом отвечало вкусу времени. В шампанском могло содержаться от 100 до 330 г/л сахара (сейчас в брютах до 12 г/л, а в некоторых странах до 15 г/л). Первые брют и экстра брют появились в середине XIX века, и публике они не очень понравились.

Но в 1920-х годах в Шампани как лидере индустрии был создан AOC, который регулировал способы производства, в том числе отсутствие добавок вроде ревеневого и яблочного сока. Параллельно революция в России и сухой закон в США сузили рынок сбыта сладких вин, так как жители этих двух стран были их главными потребителями.

Теперь основными покупателями шампанского стали англичане, а они предпочитали более сухой вкус (около 20-60 г/л сахара). Ну и наконец подписание акта о капитуляции Германии и окончание Второй Мировой войны в 1945 году союзники отметили шестью коробками миллезимного брюта. С этого времени именно сухой вкус шампанского стал мейнстримом и символом победы.

1960-е: бордо «в стиле Пейно»
В Бордо менять индустрию начал профессор Эмиль Пейно – пожалуй, самый авторитетный энолог нового времени. Он первым предложил охлаждение и термоконтроль сусла при ферментации, новые бочки для выдержки, сбор винограда полной зрелости и другие идеи, которые сейчас считаются нормой во всем мире. Пейно стал отцом-основателем актуального до сих пор французского стиля красных вин: фруктовые, быстрее coзpeвaющиe, мягкие и округлые. Первый бордоский винтаж, к которому приложил руку «отец современного виноделия», считается одним из лучших в столетии (1961 год).

1970-е: соаве, супертоскана, калифорния
В этом десятилетии в Новом и Старом Свете появляются принципиально новые стили. В 1968 году родился феномен супертосканы – тосканские вина из международных сортов вместо традиционного санджовезе, которые в 1970-х уже стали мечтой коллекционеров. В США безумно популярны легкие сухие белые из Соаве, они даже обгоняют кьянти, но уже к следующему десятилетию сильно потеряют в качестве из-за попытки угодить возросшему спросу. В 1976 году Стивен Спурье проводит свой знаменитый «Суд Парижа», который открывает публике калифорнийские вина. Эксперты старой школы в слепой дегустации отдают предпочтение шардоне и каберне совиньону из долины Напа вместо бургундской и бордоской классики. И американское вино теснит с полок Францию даже в Европе.

1980-е: паркеровский стиль, белый зинфандель, новозеландский совиньон, альбариньо, шардоне
По следам «Суда Парижа» в США начинается бум шардоне. Настолько, что позднее появится аббревиатура ABC (Anything but Chardonnay – «Что угодно, только не шардоне»). Роберт Паркер становится самым влиятельным винным критиком поколения: его бюллетень Wine Advocate и предсказание успеха для бордо 1982 года делают его знаменитостью. Теперь паркеровские вина – это особый стиль мощных танинных красных, который все хотят повторить в погоне за знаменитыми 90+ баллами.

В США происходит бум «белых» вин из красных сортов, которые по факту являются розе. Лидером выступает белый зинфандель. Параллельно совиньон блан из Мальборо три года подряд завоевывает золото на конкурсе в Великобритании, британские критики восторженно отзываются о сорте, а новозеландские виноделы начинают его массово высаживать. В Португалии привлекает к себе внимание легкий и минеральный альбариньо, ближайшие 35 лет его популярность будет только расти.

1990-е: новые вина Бароло и Приората, пинотаж, карменер
Молодые виноделы из Пьемонта начали учиться во Франции и делать вина в более современной манере: с органическими виноградниками, быстрой ферментацией и созреванием в барриках. «Мальчики из Бароло» предложили яркие вина с фруктовой ароматикой и гладкой структурой, чем покорили американский рынок и стали невероятно популярны.

Еще одна команда, которая благодаря американцам взорвала общественное мнение, – это «граталлопские бунтари» из Приората. К 2000-му никому не известный регион стал вторым высшим апелласьоном (DOQ) в Испании после Риохи, выдавая мощные бленды на основе гарначи.

Наконец-то «выстреливает» юарский пинотаж. Спустя 70 лет после своего создания он получает международное признание: с ним научились работать, и теперь это одно из лучших новосветских полнотелых красных.

В Чили выясняют, что на большей части их виноградников с «мерло» на самом деле растет карменер. Он становится законодательно закрепленным сортом и флагманом страны.

2000-е: новая Австрия, мюскаде, оранжи, аргентинский мальбек, английские игристые, пино нуар
Когда мода на легкие белые немного поутихла, мир вспомнил о скин-контакте. Оранжи из Словении и северной Италии стали первыми ласточками в возрождении моды на этот стиль. Возвращается популярность и к австрийскому вину. После скандала с диэтиленгликолем в 1980-е появилось Австрийское бюро винного маркетинга, активная деятельность которого восстановила репутацию местных вин. Они стали качественными и интересными, а в 2001 году был создан первый DAC (региональный апелласьон).

В то же время из кризиса перепроизводства вышел Соаве, регион снова смог предложить качественные вина и нашел своих поклонников. Обрел второе дыхание и Мюскаде, который предложил миру легкое и кислотное белое с выдержкой на осадке, «к устрицам». Среди красных засияла звезда аргентинского мальбека. Многолетняя работа семьи Запата привела к тому, что посадки сорта в 2000 году выросли на 171%, он стал символом этой страны. Дождались своего звездного часа и английские вина. В конце века критики спутали британские игристые с французскими, и на рубеже тысячелетий это стало очередным прорывом в духе Спурье.

В 2004 году вышел фильм «На обочине», получивший премии «Оскар» и «Золотой глобус» и ставший хитом среди винолюбов. Он воспевал пино нуар в противовес мерло (рынок был перенасыщен посредственными винами из этого сорта). После выхода картины продажи мерло в США упали на 2%, а пино нуара выросли на 16% (посадки сорта в это же время увеличились на 33%).

2010-е: просекко и натуральные вина, пино гриджо в США, возрождение российских вин
Недорогое и понятное игристое захватило мир во время глобального экономического кризиса 2008-2010 годов, тогда в США его продажи выросли на 65%. Это совпало с изменениями в структуре самого апелласьона: историческая зона Конельяно-Вальдоббьядене получила высший статус DOCG, а Prosecco вместо IGT стало DOC. Тогда же сорт переименовали в глеру, что позволило лучше защищать наименование продукта и сделать его более узнаваемым на рынке. В 2008-м звезда телеэкранов Пэрис Хилтон прорекламировала на многомиллионную аудиторию напиток в алюминиевой банке с названием Prosecco Rich, чем, конечно, помогла узнаваемости, хотя ее «просекко» не было итальянским.

В 2012 году прошла первая выставка «натуральных» вин. Философия невмешательства вышла за пределы небольшой группы французских виноделов и стала по-настоящему международной. На смену тяжелому, экстрактивному паркеровскому стилю приходит мода на новые свежие вина, и органику в том числе.

В США в это же время популярность нейтральных вин из пино гриджо достигает своего пика. Этот сорт здесь любят с 1980-х и ласково называют greej, а с 2017-го отмечают его День 17 мая.

В России происходит ренессанс отечественного виноделия, лучшие вина получают 87-90+ баллов от Wine Advocate и на других международных конкурсах.
26 сентября/ 2023

Читайте также:
Автор: winestate
Made on
Tilda