Хрупкий мир: гид по винным бокалам

Кто и когда придумал формы «Бордо» и «Бургундия»?
Привычная тюльпановидная форма бокалов появилась в середине XX века. Ее создателем стал Клаус Ридель – владелец австрийской стекольной фабрики, которая носит его фамилию. Рассказываем, как он придумал знаменитое теперь на весь мир винное стекло, и какие формы бокалов подходят для разных стилей вин.

Физика и химия
Бренд Riedel в те времена уже был знаменит – завод славился своими изделиями из стекла еще с XIX века. Клаус же совершил настоящую революцию в винном мире: он заметил, что в разных бокалах и вино воспринимается по-разному.

Дальше следовала серия экспериментов и тесное сотрудничество с виноделами, сомелье и учеными. Ридель провел множество дегустаций, где участники пробовали одно и то же вино из различных бокалов и сравнивали ощущения. Тесты подтвердили: форма действительно влияет на восприятие аромата и вкуса напитка. Например, широкий бокал помогал смягчить танины в красном вине и лучше почувствовать фруктовые ноты, а узкий бокал подчеркивал свежесть и кислотность белых образцов.

Ридель изучал физику и химию вина, чтобы понять, как раскрывается его букет. Так выяснилось, что широкая чаша позволяет вину «дышать», и это дает возможность уловить больше ароматов. А зауженная верхняя часть бокала концентрирует летучие молекулы и направляет их к носу – это стало важным открытием.

В результате исследований появилась первая линейка бокалов тюльпановидной формы из тонкого стекла для белых и красных вин. В 1970-е Георг Ридель, сын Клауса, вместе с виноделами продолжил изучать свойства вина и узнал, что его раскрытие в бокале зависит еще и от сортовых особенностей. Георг разработал чаши разных форм, которые подчеркивают характерные вкусы и ароматы отдельных сортов и стилей.

Бокал «Бордо»
Источник: riedel.com
Бокал «Бордо» подходит для большинства красных вин: самого бордо, каберне франа, каберне совиньона, мерло, риохи. Именно с него началась история современных бокалов, когда Клаус Ридель выпустил линейку «бордосцев». Широкая форма чаши и большой объем (от 600 мл) позволяют вину насытиться кислородом и раскрыть всю гамму оттенков, а также сглаживают танины. Такой бокал акцентирует внимание на мягкой, шелковистой текстуре вина, дает прочувствовать длительное послевкусие.

Бокал «Бургундия»
Источник: riedel.com
Идея «Бургундии» тоже принадлежит Риделю. Эта форма бокала тоже стала классикой. Она создана для легких красных вин с высокой кислотностью и умеренными танинами. Подходит для пино нуара и вин в похожем стиле: барбареско, бароло, гаме, неббиоло, нерелло маскалезе. Форма у него также тюльпановидная, но чаша более широкая – это приглушает алкоголь и уравновешивает кислотность. Бокал выделит насыщенные ягодные и фруктовые ноты, а сужение в верхней части поможет уловить все нюансы аромата вина.

Бокал для белого вина
Большинство белых вин можно пить из небольшого бокала до 400 мл. Исключение – насыщенные выдержанные образцы, которым нужно больше места, чтобы раскрыться.

Благодаря малому объему, вино в бокале не успеет быстро нагреться, что для белых особенно важно. Форма напоминает бордоскую – сужающаяся кверху чаша с широким основанием. В таком бокале будет удобно вращать вино и наслаждаться его букетом: ароматы поднимутся к ободку, и вы почувствуете больше оттенков. Это вдвойне актуально для парфюмированных сортов, которые ценят именно за яркий характер.

Универсальный бокал
Источник: spiegelau.com
В деталях форма такого бокала может отличаться у разных производителей, но эталон все тот же – чаша из тонкого стекла, которая сужается кверху. Объем – около 500 мл, подходит и для белых вин, и для красных.

Бокал для шампанского
Бокал ромбовидной формы позволит высвободить ароматы, при этом вино не потеряет игристость. У шампанского многослойный букет с множеством тонких нюансов – в отличие от флюте, более широкая чаша его усилит. А на дне есть небольшое углубление, благодаря которому сохраняется стойкий перляж. В такой бокал, конечно, можно наливать и другие игристые: от просекко до кавы.

Флюте
Бокал флюте, или «флейта», появился в XVIII веке, когда вместо керамики и металла для изготовления посуды начали использовать стекло. В глубоком и узком бокале вино почти не контактирует кислородом, поэтому красивая игра пузырьков держится дольше. Но его прямая форма не дает раскрыться ароматам – им просто негде задержаться. Поэтому пить элегантное шампанское и другие утонченные вина с богатой ароматикой из него не стоит, флюте больше подойдет для базовых молодых игристых.

Бокал для рислинга
Источник: riedel.com
Бокал небольшого объема (до 400 мл) с высокими стенками продемонстрирует яркий цитрусовый профиль вина, а также сбалансирует все его компоненты: свежесть, минеральность, кислотность и остаточный сахар. Из этого бокала можно пить не только рислинг, но и другие белые вина, розе и даже некоторые красные (например, зинфандель и бардолино).

Бокал для выдержанного шардоне
Источник: riedel.com
Дизайн бокала с широким плоским дном подчеркивает типичные для шардоне ароматы свежих желтых фруктов и его плотную маслянистую структуру. У вина большая площадь соприкосновения с воздухом, что увеличивает испарение и усиливает интенсивность аромата. А еще это сглаживает эффект от выдержки в бочке и делает вкус вина менее резким.

Бокал можно использовать и для других выдержанных белых вин, он отлично подаст их интенсивный характер.

Бокал для шираза
Источник: riedel.com
Шираз отличают мощные танины и яркий фруктовый букет, который их балансирует. Обе эти особенности проявятся в объемном бокале, но с узкой и высокой чашей – такая форма даст вину красиво развиться и правильно покажет его структуру.

Бокал годится для всех красных вин средней насыщенности, например мальбека, танната, неро д'аволы

Читайте также:
Автор: winestate
Made on
Tilda